Уязвимое место американских «невидимок»: победная стратегия в воздушных баталиях с США
В современных военных противостояниях боевой авиации дается основной приоритет. Она способна выполнять порядка 30% всех задач, которые ставятся в рамках победы в локальных конфликтах. Именно поэтому развитые в военном плане страны, такие как Россия и США, делают ставку на совершенствование ударной авиации. Однако подход у стран несколько разнится.
Американцы в своих тактических построениях уделяют огромное значение возможности наносить удары с максимально дальнего расстояния, используя так называемую «невидимость» своих истребителей пятого поколения. Самолеты с технологией «стелс» обладают отличной скрытностью, однако это делает истребители менее универсальными, о чем я расскажу далее.
Россия делает ставку на сверхманевренность за счет двигателей с управляемым вектором тяги. В ближнем бою российским самолетам нет равных, что неоднократно признавали американские генералы. Такой подход выглядит более перспективным, учитывая, что у каждой отдельно взятой боевой единицы появляется большее количество возможностей. Недоработки в самом подходе американской стратегии использования авиации США разглядели специалисты зарубежного издания Aviation Week & Space Technology. Они отметили, что в случае столкновения истребителей США с сильным в военном плане государством, боевая эффективность будет сравнительно ниже за счет возможности противника воспользоваться главной уязвимостью американских «невидимок».
По словам экспертов, для реализации концепции «невидимости» такие самолеты как F-22 и F-35 вынуждены постоянно находиться в окружении самолетов поддержки. Они обладают довольно слабыми возможностями в отслеживании целей, поскольку использовать на максимум свои радары не в состоянии. Сильный сигнал радаров будет обязательно замечен, и «невидимка» станет бесполезной. Поэтому чаще всего американские «стелс»-истребители выдвигаются в бой после того, как самолеты разведки «АВАКС» обнаружат цели. Также истребители F-35 не обладают большой дальностью полета. Если самолет максимально увешан оружием, он не способен летать на большие расстояния, поэтому зачастую прибегает к помощи дозаправщиков. Это было продемонстрировано во время первого боевого вылета машины в Афганистан.
Такая же ситуация обстоит и в плане радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Другими словами, «невидимки» хоть и обладают хорошими характеристиками, но выглядят крайне зависимыми самолетами, что является уязвимым местом. Потенциальным противникам нет смысла перестреливаться с F-35 в очных баталиях. Для того чтобы сделать «невидимки» бесполезными, можно реализовать довольно простую стратегию, ударив в то самое уязвимое место, считают специалисты. В случае военного столкновения, развитые в военном плане страны, такие как Россия или Китай, обладающие хорошими образцами авиации, могут наносить удары не по «невидимкам», а по самолетам поддержки. Они практически всегда беззащитны перед истребителями, а отследить их довольно просто.
Если на их защиту выдвинутся те самые «стелс»-истребители, в ближнем бою российские пилоты не оставят им шансов. Выведение из строя разведчиков, дозаправщиков и самолетов с системами РЭБ в небе позволит России снизить эффективность авиации США примерно на 70%, подсчитали эксперты. Ведь без самолетов поддержки F-35 будут вынуждены либо воевать вблизи своих баз, чтобы иметь возможность вернуться для дозаправки, либо включать свои радары, чтобы отследить цели, тем самым выдав свое местоположение.
Выходом для США мог бы стать вылет самолетов четвертого поколения на борьбу с передовыми самолетами РФ, однако по своему техническому и технологическому оснащению они находятся далеко позади тех же сверхманевренных Су-35С поколения 4++. Это действенная стратегия, которой Россия может воспользоваться в воздушных баталиях с американской авиацией, считают западные эксперты.