«Танкерный провал Британии и США»: Как Иран «обвел вокруг пальца» сразу две мировые державы — эксперт
Британский танкер Stena Impero, задержанный 19 июля в Ормузском проливе силами Корпуса стражей исламской революции (КСИР) в ответ на аналогичные действия британских морских пехотинцев, захвативших в Гибралтаре иранское нефтеналивное судно Grace 1, в самое ближайшее время сможет покинуть порт Бендер-Аббас. Если внимательно присмотреться к этой ситуации с задержаниями танкеров, то можно увидеть, как Иран, не прилагая серьезных усилий и даже не прибегая к хитрости, обвел вокруг пальца сразу две враждебные державы — Британию и США, отметил Борис Рожин.
В своем Telegram-канале военно-политический эксперт «разложил по полочкам» всю ситуацию и показал, как Тегеран привел Лондон с Вашингтоном к «танкерному провалу».
А началось все 4 июля с захвата британскими морскими пехотинцами танкера Grace 1. В первых сообщениях официальные власти Гибралтара подчеркивали, что задержание танкера проходило без запросов от других стран, только на основании информации, которая позволяла предположить, что груз предназначен для Сирии и нарушает европейские санкции против Дамаска.
17 августа суд округа Колумбия, США, выдал ордер на конфискацию танкера, нефти и ценностей на его борту. Как бы то ни было, но захват судна был осуществлен Британией по наущению США «для соблюдения режима санкций».
Танкер, который шел под флагом Панамы, перевозил в трюме два миллиона баррелей нефти. В ответ на захват Тегеран сразу предупредил посла Британии, что ответным шагом может стать задержание британского судна, благо в Ормузском заливе таких танкеров немало.
19 июля, не дождавшись освобождения Grace 1, Иран привел свою угрозу в исполнение, захватив танкер Stena Impero. После этого в Тегеране сообщили, что до тех пор, пока Британия удерживает Grace 1, британский танкер не будет освобожден.
Проходит два месяца. 19 августа танкер Grace 1, переименованный в Adrian Darya 1, покидает Гибралтар и выходит в международные воды, вопреки выданному США ордеру на его удержание. На переименованном танкере поднят иранский флаг.
Лондон выступает с заявлением, в котором указывается, что иранский танкер отпущен «под обязательство Тегерана не разгружать нефть в каком-либо сирийском порту». Однако официальный Иран эту версию опровергает.
Теперь в «игру» снова вступает Вашингтон, который уже на официальном уровне потребовал от Гибралтара и Лондона не пускать иранский танкер в Сирию, чтобы «не нарушать режим санкций». Однако Британия и Гибралтар это требование США проигнорировали.
Вскоре танкер под иранским флагом Adrian Darya 1 заходит в сирийский порт Баниаса и разгружает здесь нефть. И только после этого Тегеран официально сообщает, что готов отпустить британский танкер.
Таким образом, пишет Борис Рожин, Иран смог сделать то, к чему стремился с самого начала: доставил в Сирию нефть.
Оппоненты Тегерана в этой ситуации выглядят довольно бледно: мало того, что не смогли помешать Ирану нарушить санкции, так еще и британского танкера с грузом придется дожидаться довольно долго. В то время как танкер под иранским флагом и груз доставил, и дальше поплыл по своим делам.