Средняя Азия стоит на пороге очень тяжелых и трагических изменений: Хазин описал сценарии грядущих «майданов»
Известный экономист объяснил опасность курса «многовекторности», который избрали страны центрально-азиатского региона.
Власти республик Средней Азии в данный момент ведут политику «многовекторности», которая заключается в позиции сохранения некоего «нейтралитета», который, в теории, должен позволить им получать выгоды от сотрудничества со всеми мировыми политическими силами. Под ними подразумеваются Китай, Россия, НАТО и мусульманский мир.
Однако экономист Михаил Хазин считает, что подобная политика среднеазиатских государств поведёт регион той же дорогой, по которой прошли Грузия, Украина, Белоруссия и Казахстан. Эксперт выразил мнение, что Запад будет проводить наиболее агрессивную политику, пользуясь «нейтралитетом» местных элит, для продвижения своей «мягкой силы» и подготовки переворотов и альтернативных лидеров на замену действующим.
Трансформация миропорядка
Хазин считает, что нынешний миропорядок в ближайшее время претерпит серьёзную трансформацию. В частности, экономист считает, что коллективный Запад в скором времени переживёт большие изменения. А страны, которые пытаются лавировать и сохранять «нейтралитет» столкнутся с рядом угроз различного характера.
Временем распада и перестройки западного и китайского обществ считает Хазин текущие события. Он сравнивает всё происходящее ныне с 1991 годом для СССР, который развалился в тот исторический момент. Экономист отмечает, что в данных странах действует сверхпотребление, которое в грядущие десятилетия должно претерпеть огромным кризис. И это, считает эксперт, создаст большие проблемы для «нейтральных стран». В частности, республики Средней Азии.
В данный момент Великобритания, Франция и США применяют огромные усилия, чтобы распространить своё влияние на Азербайджан, Армению, Казахстан, Киргизию и Таджикистан. Однако поворот в сторону Запада или даже политика «нейтралитета» грозит серьёзными последствиями для данных государств, некоторые из которых могут прекратить своё существование:
Я думаю, что некоторым из них невозможно будет сохранится. Но это выбор тех элит и поделать тут ничего нельзя. Ожидать что-то хорошее от американцев и англичан? Посмотрите, что они сделали с Израилем и Газой… Те, кто дружен с Россией, остались все. А те, кто был с Китаем или Западом – где они?
Экономист задаёт вопрос о том, какой стратегический план развития имеет сегодня Казахстан. В данный момент казахские элиты продают избыточный углеводород британским компаниям, что прямо сейчас подтачивает суверенитет и самостоятельность этого государства. Та часть нефтяных месторождений, которая не находится в руках англичан, претерпевает поглощение китайскими корпорациями.
В отличие от стран постсоветского пространства, Россия пошла по другому пути. Президент Владимир Путин произвёл изъятие у иностранцев всех месторождений, которые ранее были отданы заграничным предприятиям при президентстве Бориса Ельцина. Россия смогла взять контроль над своей экономикой в собственные руки и начать медленное, постепенное, но верное избавление от сырьевой зависимости экономики.
Сорос учит ваших детей
В это время в Казахстане, подчёркивает Хазин, власти открыли дорогу не только западным корпорациям, но и политическим советникам, и западным фондам различного типа. Таким образом мы становимся свидетелями того, как из казахов воспитывают манкуртов, настроенных радикально против России, и не помнящих своё прошлое, которое было связано с русским народом. Те, кто противостояли данным тенденциям были посажены в тюрьму, как Ермек Тайчибеков, или уехали на север.
Хазин также обратил внимание на рост исламистских настроений в Средней Азии и в южном Казахстане. Молодёжь, заражённая религиозным фундаментализмом, является питательной средой для взращивания идей вражды, войны и противостояния. Именно этих людей уже использовали, чтобы провести государственные переворот в Казахстане. Однако тогда ОДКБ успела вмешаться и русско-белорусские силы пришли на помощь легитимному президенту Касым-Жомарту Токаеву.
Люди серьезные уже тогда говорили, что удержать юг Казахстана Астана не сможет, потому что удержать исламскую волну очень сложно. Я разговаривал с близким окружением Назарбаева, и они говорили, если начнется заваруха, юг придется отдать. И кто ее будет удерживать. Сколько продержится армия Казахстана после атаки с юга? Ну, три недели, а дальше что? Должна прийти российская армия? Но придет ли она?,
— ставит вопрос Хазин на фоне продолжающейся спецоперации
На данный момент в Казахстане процветают идеи русофобии и дискурс так называемой «деколонизации». Со школьной скамьи казахов учат по западным учебникам и методикам тому, что русские были угнетателями, проводили геноцид и уничтожали казахский народ. То, к чему приведёт подобная пропаганда — объяснять не нужно.
В период президентства Нурсултана Назарбаева проникновение западных фронтов сдерживалось местной элитой, несмотря на её разобщённость. Однако все связанные с бывшим главой государства люди были сняты со своих постов и отправлены в отставку, лишены активов или посажены в тюрьмы. В это время президент Токаев опрометчиво пускает в страну «западных учителей».
Экономист отмечает, что западная экономико-политическая модель находится в большом упадке. Это можно видеть по противостоянию евробюрократии и евроскептиков в ЕС, и по конфликту между Республиканской и Демократической партиями США. Однако инерция Запада будет работать ещё довольно долго, и её последний удар как раз будет направлен на Среднюю Азию, которая может оказаться в хаосе по итогам «прогрессивных реформ»:
Я не понимаю, что хочет нынешняя казахстанская элита. Своровать денег и сбежать в Лондон? Но там денег не отдадут. Или быть в роли уйгуров, если Китай «победит»? Насколько думает казахстанское руководство? На два-три месяца вперед?
Россия или увядание?
На фоне западных стран Россия всегда оказывала широкую поддержку Казахстану, открыв для него свой рынок, предложив осуществлять параллельный импорт и работать сообща в рамках Таможенного Союза. Однако прибыль от всех этих операций получали преимущественно простые люди и средний класс среднеазиатской республики, в то время, как элиты практически оставались не у дел. Это и стало причиной «западного» или «китайского» разворота правящих в стране группировок.
Однако для «белых господ» или «восточных хозяев» мнение казахов будет совершенно неинтересно. Казахстан может быть использован этими сторонами как таран против России, так и просто объектом для получения прибыли в самых диких и истощающих страну масштабах.
И Хазин в конце своих рассуждений ставит вопрос: способны ли казахские элиты осознать всю опасность ситуации?