Секретный истребитель РФ стал головной болью США
Истребитель получился фантастически маневренным, но начал быстро разрушаться.
Не был в бою, но навсегда вошел в историю. На Западе высоко оценили прототип советского истребителя Су-47 «Беркут» с крылом обратной стреловидности. По мнению The National Interest, он продемонстрировал уникальные характеристики, хотя и был неустойчив на поворотах, так как быстро терял скорость.
Издание подчеркивает, что в самолете использовались композитные и радиопоглощающие материалы. Самолет должен был стать чем-то вроде русского F-35.
Неслучайно «странный самолет» разрабатывался, в частности, для авианосца «Ульяновск» с паровой катапультой. Корабль был заложен в 1988 г. на Черноморском судостроительном заводе, но его так и не достроили из-за развала Советского Союза.
Судьбу авианосца, который мог бы составить конкуренцию американскому «Нимиц», в конечном итоге повторил и «Беркут». Несмотря на то что ОКБ «Сухой» некоторое время финансировало его из своего кармана и представляло на аэрошоу, проект в конце концов закрыли. Единственный прототип стал летающей лабораторией, что, в общем, не так плохо. Мог бы ржаветь в Монино.
По данным западных СМИ, Су-47 хотели вооружить четырьмя ракетами «воздух – воздух» большой дальности. А также четырьмя Р-73. При этом «Беркут» не был «Стелсом», зато демонстрировал потрясающую маневренность, достигая экстремальных углов атаки. Благодаря этому истребитель мог быть крайне опасен на низких скоростях, недоступных таким самолетам, как МиГ-29 или Су-30.
Но обнаружились и серьезные проблемы. Из-за сильного давления на основания крыльев, создавался риск их разрушения. Делать их пришлось очень крепкими, но дополнительный вес сводил на нет преимущества конструкции крыла обратной стреловидности как такового. Проблему пытались решить с помощью композитных материалов, также использовали аэродинамическую схему «Утка», добавив крылья рядом с кабиной.
Что касается двигателей, то сначала на Су-47 поставили Д-30Ф-11 от МиГ-31, но быстро поняли, что в конечном итоге они не оставят от самолета и мокрого места, так как слишком мощные. В результате остановились на более совершенных АЛ-41Ф с управляемым вектором тяги. Самолет получился очень отзывчивым.
И все же в ходе испытательных полетов крыло «Беркута» потихоньку начало разрушаться. Трещины в композитных деталях чинить было практически невозможно, нужно было только менять. Самолет оказался крайне дорогим в обслуживании. Истребитель совершал очень резкий поворот, но во время плавного терял скорость. При заявленных 2 Маха он разгонялся лишь до 1,65 Маха.
Часть технологий Су-47 перекочевали в Су-57, однако проект так и не был доработан. «Беркут» был первой попыткой, и на его базе можно было построить еще машину. Но в результате Минобороны приняло решение отказаться от прогрессивного самолета.