Курсом с «небес на землю»: 5 самых худших боевых истребителей
Создание боевых истребителей — сложный и затратный процесс. Особенно, когда машина создается в условиях ограниченного времени или ресурсов. Конструирование подобных летательных аппаратов требует привлечения самых передовых технологий и лучших умов. Фактически, машины создаются на пределе возможностей. Создание такой техники еще и очень тонкий процесс: внося даже небольшие изменения в планер или технические характеристики двигателя можно получит как идеальный истребитель, так и драндулет.
Войны прошедшего столетия и современные вооруженные конфликты это наглядно демонстрируют. Из цехов авиазаводов выходили как легендарные воздушные машины, так и те, которые удостаивались нелестного именования «летающий гроб». В статье обращено внимание на 5 самых худших истребителей в мировой истории.
Royal B.E.2
Учитывая, что Royal B.E.2 стал своеобразным первопроходцем в сфере боевой британской авиации, то он показал, какими самолеты быть не должны. Истребитель имел низкую надежность, слишком сложное управление, малую скорость, слабое вооружение и не обеспечивал летчику достаточную видимость. Более того, во время эксплуатации стало расти количество несчастных случаев. Истребитель утратил какую-либо полезность в небе после появления в 1915 году в Германии Fokker Eindecker с пулеметным синхронизатором в носовой части истребителя. Немецкий истребитель был более маневренным и мог при заходе в хвост безнаказанно расстреливать любой самолет противника. Fokker стал первым в мире самолетом с пулеметом в носу, который мог стрелять и не повреждать лопасти.
Неоднозначный ЛаГГ-3
В 1930-х годах Советский Союз оперативно модернизировал военную отрасль, оптимизировал работу промышленности и внедрял новые технологии. Тогда большое внимание уделялось технологическим новинкам. Самолет Лавочкина, Горбунова и Гудкова как раз стал таким новшеством. Инженеры предложили военным одноместный одномоторный истребитель, выполненный из негорючей дельта-древесины, шпона и фанеры. Использование таких материалов объяснялось дефицитом металлов и прочих компонентов. Кроме того, специалисты напичкали истребитель хорошим пулеметным вооружением: 1 УБ во втулке винта, 2 УБС и 2 ШКАС над мотором, устанавливали 20-мм пушку ШВАК.
Использование древесины стало для самолета обоюдоострым мечом. Оно снизило использование редких компонентов, но из-за недостаточного опыта работы с дельта-древесиной пришлось заложить большие прочностные коэффициенты, что увеличило массу летательного аппарата. Вес самолета достигал практически трех тонн. И все бы ничего, но инженеры поставили слабый двигатель, который не обеспечивал достаточной маневренности, скорости и тяговооруженности.
Неоднозначность характеристик, короткое время разработки, опыт боев и практика применения породили споры в экспертных кругах. Западные аналитики и люди, критикующие СССР, назвали ЛаГГ-3 худшим самолетом, так как его скорость в 550 километров в час и слабая маневренность не позволяли бороться с одноклассниками — например, Bf-109. В 1941-1942 годах Мессершмиты громили советские ЛаГГи. Поэтому аналитики прозвали истребитель СССР «лакированным летающим гробом». Кстати, такое именование появилось после написания книги «Фронт идёт через КБ.-M».
Есть и другая позиция. По мнению ряда экспертов, ЛаГГ-3 хоть и не был идеальным самолетом, но отлично выполнял свою основную функцию штурмовика. Он мог разгромить некоторые виды слабозащищенных наземных объектов, расстрелять тяжелые бомбардировщики, не горел.
Никто не отрицает факт того, что ЛаГГ-3 был неконкурентом одноклассникам, однако эксперты настаивают на его неправильном применении. Для борьбы с вражескими истребителям в то время разработали МиГ-1 и Як-1, а не ЛаГГ. Истребитель не использовали в достаточной мере для ликвидации бомбардировщиков, а направляли штурмовать передний край обороны, где так же было в достатке средств ПВО. Поэтому были большие потери. Позицию стоит принимать во внимание.
Самолет серии Century: F-104 «Старфайтер»
В 50-60-х годах прошлого столетия США столкнулись с необходимостью создания новых боевых самолетов, которые бы могли составить конкуренцию советским машинам. Серьезная ставка делалась на скорость и маневренность. В результате компания «Локхид Мартин» разработала целую серию истребителей Century – F-101, 102, 103, 104, 105. Некоторые самолеты получились настолько неудачными, что не только не оправдывали ожиданий командования, но и приводили к многочисленным человеческим жертвам.
Так, F-104 «Старфайтер» обрел славу «вдоводела» из-за своей аварийности и технического несовершенства. Летчики после полетов на нем говорили, что в самолете нет ничего, кроме скорости. Истребитель заслужил нелестные прозвища «летающего гроба» и «ракета с человеком внутри». На 100 000 летных часов всех выпущенных экземпляров, самолеты имеют 30% аварийность. Так, ВВС Канады в свое время потеряли 46% поставленных из США летательных аппаратов. Большие потери отмечались в Германии – 30%.
Американский самолет имеет печальную статистику боевого применения. F-104 сбивали во время Вьетнамской войны. США потеряли около 14 самолетов данного типа. Часто их сбивали советские МиГ-19. Использующие F-104 ВВС Тайваня теряли самолеты при столкновениях с китайскими летчиками. Известно, как минимум, об одном инциденте в 1967 году в приграничной зоне КНР, когда летчики НОАК на МиГ-19 перехватили и сбили истребитель США.
В последствии самолет перестал участвовать в военных действиях. Летательный аппарат использовали в качестве летающей лаборатории.
Самолет серии Century: F-105 «Громовержец»
Еще одно военное фиаско американцы потерпели при создании в 1955 году «Громовержца». Истребитель разрабатывался для борьбы с советскими истребителями и маловысотного прорыва ПВО СССР. Самолет планировали оснащать ядерным боеприпасом. Предполагалось, что F-105 сможет бороться с созданным в СССР МиГ-21.
Однако реалии боевых действий расставили все на места и направили истребитель курсом «с небес на землю». Несмотря на весомый вклад во вьетнамском конфликте, американские ВВС потеряли большое количество самолетов. В результате эксплуатации «Громовержца» в Юго-Восточной Азии США утратили 395 самолетов, из которых 334 было сбито пилотами МиГов.
В целом, американские летчики положительно отзывались о машине, однако отмечали один существенный недостаток – малая скорость тангажа. Проблема была вскрыта во время тестовой программы Have Donut, когда устроили экспериментальный воздушный бой между F-105 и иракским МиГ-21. «Громовержец» показал плохую маневренность и мог уйти от огня лишь в том случае, если находился сзади МиГа, а пилот-оппонент не знал об этом.
Многострадальный F-35
Истребитель США пятого поколения F-35 в особом представлении не нуждается. О его проблемах часто пишут СМИ всего мира, находя все новые недостатки. И это притом, что бюджет разработки самолета исчисляется десятками миллиардов долларов. Несмотря на финансовые вложения, F-35 lдо сих пор остается сырым и требующим постоянной доработки. То у него низкая пожарозащищенность, то не работает кислородная система для пилотов или датчики и программное обеспечение требует срочного обновления.
По последним данным СМИ, комиссия Конгресса США обнародовала ранее отчет, из которого следует, что у F-35 обнаружено 1700 недостатков. При этом около 900 критические. Например, выяснили, что планер не выдерживает должным образом нагрузки, в целом самолет слишком тяжелый. О том, почему истребитель получился таким, мы уже писали – F-35 стаж жертвой технологий, так как американцы пытаются находиться в авангарде прогресса и запихивают в самолет все самое передовое без должного и последовательного тестирования.