Властители морей: субмарины на литий-ионных аккумуляторах
В самом обозримом будущем подводный флот сможет стать ещё бесшумнее и незаметнее. Буквально на днях, 25 октября, две западные компании — французская «Naval Group» и германская TKMS, независимо друг от друга, показали свои проекты по созданию литий-ионных аккумуляторных модулей для подводных лодок.
ъ
Пионером в этом направлении станет японская подлодка SS-511 Oryu, именно ее оснастят литий-ионными батареями. В начале текущего месяца она прошла торжественную процедуру спуска на воду, а уже в ближайшие годы заступит на боевую вахту.
Французы назвали свою разработку «LIBRT. Если верить словам авторов проекта, данные аккумуляторы обладают вдвое большей ёмкость при тех же габаритах, что и свинцово-кислотные, и при этом восполняют запас энергии гораздо быстрее, тем самым снижая время, которое субмарина вынуждена проводить на перископной глубине. Более того, Naval Group представила концепт-модель новой подлодки SMX31 Electric, которая является перспективным носителем нового типа аккумуляторных батарей.
В то же время, компания TKMS в своей экспозиции выставила на всеобщее обозрение литий-ионный блок DHW1, которым может быть установлен как на существующие, так и на перспективные модели подводных лодок. При этом LIBRT и DHW1 имеют «общие корни» — обе они базируются на разработке французской фирмы Saft.
Аккумуляторы требуются подводным короблям для скрытного перемещения в толще воды. Свинцово-кислотные батареи заметно утяжеляют конструкцию субмарины, не в состоянии обеспечить хорошей продолжительности хода и нуждаются в длительной перезарядке. В свою очередь, литий-ионные батареи при сопоставимых габаритах имеют значительно бо́льшую ёмкость, намного проще в обслуживании и удобнее в подзарядке. Имеется у этой технологии и один досадный недостаток, который кроется в их стоимости — они ощутимо дороже, нежели свинцово-кислотные.