США, играя с Турцией в Game Of Chicken, стали «цыпленком»
Турецкая Республика уже начала получать российские системы С-400 «Триумф», а это означает, что Соединенные Штаты потерпели поражение в игре под названием «Цыпленок» ( Game Of Chicken). Об этом говорится в статье американского издания Lobelog.
Несмотря на давление, оказываемое коллективным Западом, Турция приобрела у России платформу стратегического оружия, что, по мнению Вашингтона, неприемлемо для страны, которая является членом НАТО. Стоит напомнить, что многие американские институты, включая Министерство обороны, Государственный департамент и Конгресс, более двух лет пытались отговорить Анкару от покупки систем С-400.
«В то время как НАТО рассматривает Россию как стратегическую угрозу, Турция, являющаяся членом Североатлантического альянса, заключила сделку с Москвой, чтобы удовлетворить свои интересы национальной безопасности», – отмечает обозреватель Lobelog Мурат Есилтас.
По его мнению, Кремль, продав свои системы Анкаре, получил двойную выгоду. Во-первых, у России появился новый рынок сбыта высококлассного вооружения. Во-вторых, Москва ускорила разрыв в трансатлантическом альянсе.
Последствия сделки
Купив у России системы «Триумф», которые, по мнению западных военных экспертов, несовместимы с требованиями безопасности и обороны НАТО, Анкара укрепила свои отношения с Москвой. Обозреватель американского издания напоминает: Реджеп Тайип Эрдоган неоднократно подчеркивал, что Турция и Россия будут развивать оборонное сотрудничество. Президент Турецкой Республики также неоднократно подчеркивал, что его страна в конечном итоге приобретет российский зенитно-ракетный комплекс нового поколения С-500 «Прометей». По словам главы Турции, покупка Анкарой систем С-400 является одним из самых важных оборонных соглашений, которые Турецкая Республика когда-либо подписывала.
«Он (Эрдоган – прим. ред.) явно считает это чем-то более важным, чем просто приобретение оружия», – пишет обозреватель американского издания.
На сегодняшний день Турции необходимо поддерживать хорошие рабочие отношения с Россией из-за целей Анкары в Сирии. По словам Мурата Есилтаса, у Эрдогана сейчас две проблемы на территории соседнего государства. Первая связана с курдскими отрядами народной самообороны YPG, которые имеют контакты с запрещенной Турцией Рабочей партией Курдистана (РПК). Вторая заключается в присутствии турецких военных в сирийской провинции Идлиб.
Обозреватель американского издания отмечает, что Турция не зависит от России в Сирии, но ей необходимо управлять своими отношениями как с Москвой, так и с Вашингтоном, чтобы облегчить свои операции на сирийской территории.
Приобретение Анкарой систем С-400 увеличило риск применения санкций в соответствии с законом «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA) в отношении Турции. Мурат Есилтас обращает внимание читателей на тот факт, что для поддержания, модернизации и эффективной эксплуатации «Триумфов», Анкаре потребуется продолжить закупки у России. Безусловно, коллективный Запад не оставит этого без внимания и попробует еще сильнее ударить по Турции с помощью экономического и политического воздействия. Обозреватель американского издания напоминает, что Анкара уже исключена из программы F-35.
«Это (исключение Турции из программы F-35 – прим. ред.) включает в себя не только отмену турецкой покупки американских истребителей, но также и исключение турецких оборонных компаний из производственных процессов F-35, что может стоить этим фирмам миллиардов долларов дохода», – поясняет Мурат Есилтас.
На сегодняшний день действия президента Соединенных Штатов Дональда Трампа ограничены правовой базой CAATSA. Даже если он намерен отказаться от санкций по соображениям национальной безопасности, то Конгресс при двухпартийной поддержке может отменить его и в любом случае ввести запреты и ограничения, направленные против Турции. Естественно, что такие действия со стороны Вашингтона вызовут контр-шаг Анкары против США. Обозреватель американского издания считает, что, учитывая институциональную оппозицию Турции в Вашингтоне в настоящее время, Трамп вскоре будет вынужден изменить свою позицию и поддержать санкции. Это может проложить путь к потенциальным ответам Турции, которые углубят раскол в турецко-американских отношениях.
Стратегические просчеты США
В статье говорится, что разрыв отношений между Турцией и США связан не только с единой системой вооружений.
«Раскол в отношениях между Анкарой и Вашингтоном связан с несколькими стратегическим просчетами США», – говорится в статье.
Первый и самый важный из этих просчетов связан с неверным пониманием Вашингтоном сдвига во внешнеполитическом мышлении Анкары. С тех пор, как в 2011 году разразилась «Арабская весна» и гражданская война в Сирии стала регионализированной, Турция постепенно проводила политику безопасности в ближнем зарубежье, особенно в Сирийской Арабской Республике (САР).
В начале сирийского конфликта Турция и США имели общие стратегические цели в отношении будущего САР. Оба государства стремились подорвать режим Башара Асада, чтобы изменить Сирию в региональном геополитическом ландшафте. Однако Анкара и Вашингтон не смогли достичь своих стратегических целей, потому что неправильно истолковали сирийское восстание. Как только Иран и особенно Россия начали оказывать помощь официальному Дамаску, цели США и Турции разошлись. Анкара пыталась избежать побочных эффектов гражданской войны, в то время как Штаты изменили свою политику после появления «Исламского государства» (организация запрещена в России). Усилия Белого дома по противодействию ИГИЛ (организация запрещена в России) создали много тактических, оперативных и долгосрочных стратегических проблем для национальной безопасности Турции и региональной политики, особенно курдским ополчением YPG.
«Это в конечном итоге подорвало интересы национальной безопасности Турции в регионе», – отмечает обозреватель американского издания.
Не стоит также забывать, что серьезным ударом по отношениям Анкары и Вашингтона стала попытка военного переворота в июле 2016 года в Турции. Соединенные Штаты не только оказывали помощь YPG, которая имеет связи с РПК, но и не поддерживали Анкару, осуждая заговорщиков за переворот или сотрудничая в экстрадиции Фетхуллаха Гюлена, человека, который, по мнению турецких властей, планировал смену власти в Турецкой Республике.
Вторым американским просчетом была ложная аналогия между позицией Турции в 2015 году в отношении китайской ракетной системы ПВО FD 2000 (HQ) и решением о покупке С-400 в 2017 году.
«Анкара пришла к выводу, что китайская система не была боеспособной и конкурентоспособной, и в предложении отсутствовала передача технологии», – говорится в публикации.
Обозреватель отмечает, что именно выше написанное стало главной причиной, по которой Турция отказалась приобретать китайское вооружение. Однако некоторые представители Запада были уверены, что Анкара не купила FD 2000 (HQ) из-за страха перед реакцией НАТО.
Наказание Турции с помощью законодательства не является и никогда не будет разумной стратегией. Фактически это стратегическая ошибка, которая в конечном итоге подтолкнет Турцию к дальнейшему сближению с Россией. Соединенные Штаты уже проиграли в Game Of Chicken с Турцией за С-400, то есть стали «цыпленком».
Стоит пояснить, что Game Of Chicken берет свое начало в игре, в которой два автомобиля едут навстречу друг другу по узкой дороге. Водитель машины, свернувший первым, будет считаться «цыпленком», то есть трусом и проигравшим.
«Настало время для институтов США пересмотреть свой подход к Турции и попытаться понять меняющуюся динамику турецкой внешней политики и соображений безопасности», – говорится в публикации.
Однако стоит отметить, что покупка Турецкой Республикой российского вооружения связана не только с геополитикой, но и с превосходными характеристиками «Триумфов». По словам министра обороны России, на сегодняшний день еще ни одна страна не смогла превзойти боевые показатели С-400. Сергей Шойгу также считает, что покупка российских систем ПВО наглядно демонстрирует, большой интерес многих стран мира к оружию, созданному в России.