Секретное оружие России: бронетранспортеры, которые могут «летать»
Американцы до сих пор восхищаются российской техникой, которая может «летать» и «прыгать» с парашютом, хотя и имеет проблемы с броней.
На информационном портале «War is Boring» была опубликована статья Себастьян Роблина, которые рассмотрел все семейство БМД и пришел к выводу, что это секретное «супер оружие» русских, с которым они никогда не расстанутся.
С 1970-х российские вооруженные силы обладали разнообразным парком бронированных машин, которые наводили ужас на потенциальных врагов.
Семья БМД — это боевые машины пехоты вооружена до зубов малокалиберными автоматическими пушками, пулеметами и противотанковыми ракетами.
После Второй мировой войны Советский Союз расширил свои элитные воздушные силы — отдельное отделение вооруженных сил, известных как ВДВ, который на его пике состоял из 15 Воздушно-десантных дивизий гвардии и 13 независимых бригад. Советские стратегии предвидели развертывание ВДВ далеко внутри вражеской территории.
Например, воздушный полк или подразделение могли бы приземлиться на 100 — 300 километров позади линии столкновения, чтобы захватить речные перекрестки, вражеские центры управления, материально-технические базы и средства ядерного оружия.
Однако советские военные теоретики знали о проблемах, с которыми воздушная пехота столкнулась во время Второй мировой войны, особенно в крупных операциях, таких как операция «Оверлорд» и «Маркет Гарден» — последний, который привел к виртуальному разрушению британской 1-й Воздушно-десантной дивизии.
При попадании на землю, разбросанные и дезорганизованные десантники, лишенные мобильного противотанкового оружия, скорее всего, были бы атакованы контратаками вражеских танков. Кроме того, после приземления воздушно-десантная пехота медленно продвигалась по целям, поскольку у них не было собственных автомашин.
Разумеется, советское решение заключалось в том, чтобы дать воздушно-десантным войскам собственные бронемашины — те, которые могут быть сброшены, подняты вертолетом или самолетом.
В 1966 году Советский Союз ввел боевую машину пехоты БМП-1, новый тип бронетранспортера, который дал механизированным отрядам пехоты огневую мощь для захвата танков и укоренившихся наземных войск. Почти 15-тонный БМП-1 представляет собой пулемет, противотанковый ракетный пусковой аппарат для уничтожения танков на дальнем расстоянии и 73-миллиметровую пушку низкого давления.
Советские конструкторы наполнили таким же грозным пакетом вооружения на гораздо меньший и легкий алюминиевый БМД-1, или «Боевая машина десанта». В автомобиле даже есть два дополнительных пулемета по углам переднего корпуса.
БМД-1 визуально отличает его более короткий передний корпус по сравнению с БМП-1.
Быстрые, гусеничные машины могут достигнуть скорости 50 миль в час, что на 25 процентов быстрее, чем БМП-1. К 1982 году каждая советская воздушно-десантная дивизия, состоящая из 6500 человек, имела 330 БМД-1 в своей организационной структуре, фактически превращая их в легкие механизированные подразделения.
БМД-1 достаточно компактны, что позволяет перевозить их на вертолетах Ми-6 и Ми-26, транспортные самолеты Ил-76 могут перевозить до трех таких машин, а Ан-12 вмешает две машины. Тяжелая гидравлическая подвеска помогает БМД-1 справляться с ударом при приземлении, а также позволяет регулировать дорожный просвет в пределах от 10 до 45 сантиметров.
Бронетранспортеры по-прежнему испытывали тяжелые удары при приземлении со скоростью 15-20 метров в секунду, поэтому Советский Союз разработал ракетный парашют. Сенсорные стержни, свисающие под поддоном БМД, активируют ретро-ракету при попадании на землю, что помогает замедлить скорость приземления на более безопасные шесть метров в секунду.
Легкие транспортные средства являются полностью амфибийными, движущимися по воде со скоростью до шести миль в час двумя водяными струями, аналогичными тем, что расположены на легком танке ПТ-76. Переход на транспортное средство для операций с водой просто включает в себя опускание амортизатора, подъем перископа водителя и включение трюмного насоса.
БМД принесли десантникам еще одно главное преимущество — транспортные средства защищены от многих последствий ядерного, химического и биологического оружия, что дает экипажам шанс выжить на зараженном поле битвы.
Тем не менее БМД-1 имела несколько серьезных проблем: тесные пассажирские отсеки, которые вмешали всего лишь трех-четырех человек; люк для выхода десантников располагался сверху, что является что делает выгрузку пассажиров более уязвимой, чем выход через задний пандус на БМП. В недавних боевых действиях в Украине пехота часто выбирала ездить верхом своих БМД, что несколько абсурдно представляло всю предпосылку броневого транспорта.
БМД-1 имеет некоторые проблемы, общие с БМП-1. Броня БМД примерно такая же тонкая, с передней стороны до 33 миллиметров для защиты от 12,7-миллиметровых пулеметов и всего 13 миллиметров вдоль стороны транспортных средств.
73-миллиметровое гладкоствольное орудие «Гром» также плохо работал в бою из-за ограниченного диапазона и точности за пределами 500 метров, а также недостаточного вертикального хода, чтобы поразить цели на крутых холмах или на дне глубоких долин.
Советский Союз экспортировал МПБ не только в рамках Варшавского договора, но и на Кубу, Иран, Ирак и Анголу. Кубинские войска, возможно, первыми испытали советскую механизированную бортовую доктрину в бою во время Войны за Огаден.
В июле 1977 года сомалийская армия из 70 000 военнослужащих и 600 бронемашин вторглась в Эфиопию, пытаясь захватить регион Огаден в Эфиопии, который был большинством населения Сомали. Тогда Советский Союз был связан как с Сомали, так и с Эфиопией.
Сначала Кремль попытался посредничать в конфликте, а затем решил оказать всемерную поддержку эфиопам, отправив 300 советских советников, которые присоединились к 15 000 кубинских экспедиционных войск.
К сентябрю сомалийские войска захватили 25 000 военнослужащих, защищавших город Джиджига недалеко от стратегического перевала Кара-Марда, и в ноябре осадили обнесенный стеной город Харар, столицу региона. Там армия из 40 000 эфиопских войск, подкрепленная кубинскими солдатами, и советские советники заставили сомалийское наступление остановить.
Пока эфиопы закрепили свои силы в сезон дождей, советский генерал Василий Петров планировал контратаку. Когда в феврале 1978 года кубинские танки заняли базу сомалийцев, на вертолетах Ми-6 приземлились 70 боевых машин БМД-1 и штурмовые орудия АСУ-57 в Кара-Марде, на десятки миль позади обороны Сомали.
Одновременно с фронтальной атакой на перевал, воздушно-десантное броневое наступление быстро захватило перевал и Джиджига вскоре после этого, нанеся 3000 жертв и распространив панику по всей сомалийской армии, что позволило освободить эфиопскую территорию.
В 2014 году в конфликте на Украине широко использовали БМД-1, БМД-2 и БТР-Д, как сообщает информационный портал «War is Boring», за время конфликта было уничтожено от 40 до 60 транспортных средств.
Несмотря на то, что он предназначен для защиты от танков, транспортные средства оказались удобными в миссиях по разведке и огневой поддержке, но трудно представить масштабные парашютные операции на поле битвы 21-го века с современным противовоздушным оружием.
Тем не менее в 2005 году в России было выпущено небольшое количество новых 15-тонных автомобилей БМД -4, созданных на основе БМД-3. Эта версия включает в себя тяжеловооруженную башню более раннего БМП-3, в том числе 100-миллиметровую пушку, оборудованную взрывоопасными и формованными противотанковыми снарядами и 30-миллиметровую коаксиальную автоматическую пушку.
БМД-4 не только имеет противотанковый ракетный комплекс «Конкурс», но и может выстрелить ракетой «Аркан» дальнего действия через пушку.
Недавний модернизированный вариант, БМД-4M, отличается повышенной детализацией деталей от БМД-3, включая улучшенный двигатель, а также новой версией с тепловизора.
Предположительно, передняя броня БМД-4M была усилена, чтобы выдержать удары с 30-миллиметровых орудий, но есть вероятность того, что и она уязвима, как и ее предшественники, а ее бортовые и амфибийные роли остаются специализированной нишей по сравнению с более крупным БМД-3.
Производство данной машина привело к редкой критики транспортного средства, причем один российский генерал высмеивал производство легкого транспортного средства «без защиты, которая стоит столько же, сколько танк».Тем не менее российские вооруженные силы утвердили новый порядок в 2014 году, и Волгоградский танковый завод в настоящее время производит десятки БМД-4М.
Несмотря на то, что эпоха массовых высадок позади линий противника, возможно, прошла, воздушные транспортные средства по-прежнему имеют большую полезность. Армия США когда-то эксплуатировала свой собственный парашютный танк, М-551 Шеридан, который видел действия во Вьетнаме, Панаме и войне в Персидском заливе.
Как и БМД, Шеридан был сделан из алюминиевой брони, которая оставила ее уязвимой для мин и тяжелого оружия, и многие были уничтожены в действии. Тем не менее легкие танки приносили мощную огневую мощь на поле битвы, тем более что они иногда были единственной броней, доступной для поддержки пехоты на поле битвы. Выход на пенсию Шеридана в 1996 году оставил пробел в структуре воздушных сил, которая еще не была заменена.
В России же дела обстоят иначе, несмотря на то, что воздушные силы России были сокращены до четырех дивизий, десантники, похоже, намерены навсегда сохранить свои легкобронированные десантные машины.
Как и США, Россия неоднократно прибегала к использованию воздушно-десантных подразделений для ведения боевых действий в военных операциях — и наличие быстрых и тяжеловооруженных боевых машин для этих ситуаций удобно, даже если их броня оставляет желать лучшего.