Секретная миссия старого МиГа-сбивать американские спутники (Air & Space)
Может ли самый опасный МиГ времен холодной войны остаться смертоносной машиной и в 21 веке?
Есть знаменитая русская поговорка: «Все новое — это хорошо забытое старое». В качестве примера здесь можно привести истребитель МиГ-31. Эта вроде бы устаревшая рабочая лошадка, которой 40 лет, может получить вторую или даже третью жизнь.
МиГ-31, который в 1980-е годы выполнял задачи по преследованию американских самолетов-разведчиков SR-71 в небе над советской Арктикой на колоссальной высоте 19 километров, был официально перепрофилирован и стал средством доставки гиперзвуковой ракеты «Кинжал», благодаря которой, как считает Владимир Путин, Россия вернется в глобальную гонку вооружений.
Но в этом мало интриги. На самом деле, специалистов по военной авиации последние два года приводит в необычайное возбуждение фотография, размещенная в сети неофициальными шпионами, любящими повсюду совать свой нос. На ней МиГ-31 летит с таинственной ракетой, которая по внешнему виду даже больше «Кинжала», хотя сам «Кинжал» маленьким не назовешь. Он весит полтонны, а пролететь может почти 2 000 километров.
Обозреватели предположили, что эта новая и более крупная ракета предназначена для вывода на низкую околоземную орбиту, где летают спутники США и их союзников. В апреле 2020 года британский ученый Барт Хендрикс (Bart Hendrickx) опубликовал в онлайновом издании «Спейс Ревью» (The Space Review) гипотезу, основанную на анализе российских военных контрактов и жестких официальных заявлений. Его вывод таков: МиГ-31 активно задействуется в реализации секретного кремлевского плана по борьбе со спутниками под названием «Буревестник». Для справки: буревестник — это презирающая бури птица, которую обессмертил в своем написанной в 1901 году эпическом стихотворении Максим Горький.
Почему выбор пал на МиГ-31? Во-первых, он большой. Можно даже сказать — огромный. В первый раз он поднялся в воздух в 1981 году, имея массу 42 000 килограммов, то есть, в полтора раза больше советского современника Су-27. У него было четыре ракеты Р-33, которые всего на 10 килограммов легче, чем «Кинжал». МиГ-31 также является одним из самых быстрых на сегодня самолетов. Полет в крейсерском режиме он совершает со скоростью М=2,4 (это 2 960 км/час), а во время погони за целью может развивать скорость свыше М=2,8. Его дальность по топливу составляла 1 250 километров, а потом, с середины 1980-х, он начал дозаправляться в воздухе.
Такой скорости МиГ-31 достигает за счет того, что летит на огромной высоте 20 километров, где сопротивление воздуха сводится к минимуму. Ближе к поверхности земли он летит медленнее, но все равно развивает скорость М=1,2. Его ракеты Р-33 могут поражать цели (теоретически) на расстоянии 300 километров. Благодаря такому сочетанию скорости и убийственной огневой мощи «Лисья гончая» (по кодификации НАТО) в те времена завоевала уважение и авторитет у вероятного противника из Североатлантического альянса. Группы из четырех МиГ-31 было достаточно для того, чтобы отгонять надоедливого супостата от участка советской границы длиной 900 километров.
Опять же, это теоретически. Никто ведь никогда не проверял.
Главным недостатком МиГ-31 являлось отсутствие универсальности. Он был предназначен для недопущения воздушного нападения на советскую территорию, что было маловероятно даже в напряженные 80-е годы, и якобы не пускал американские SR-71 в советское воздушное пространство. Но с появлением многоцелевых истребителей типа Су-27 и их американских современников F-14 и F-15 МиГ-31 на их фоне стал выглядеть решительно узкофункциональным. «Он больше похож на ракету „земля-воздух», чем на самолет», — говорит Майкл Кофман (Michael Kofman), возглавляющий программу российских исследований в вашингтонской аналитической организации Центр военно-морского анализа.
Будучи слишком большим и неуклюжим для применения в воздушном бою и в локальных конфликтах, после окончания холодной войны МиГ-31 остался невостребованным, в то время как другие российские образцы вооружений начали зарабатывать для страны деньги, поступая на экспорт. За четыре десятилетия МиГ-31 не произвел ни одного пуска в боевой обстановке — и не заработал для Кремля ни единого рубля за счет экспортных поставок.
Сегодняшние конфликты — это совсем другая история, поскольку «ослепить» противника в небе стало важнейшей задачей для достижения превосходства на поле боя. Сбивать спутники с истребителей — это тоже не новая идея. ВВС США как минимум один раз успешно сделали это в дни «звездных войн» в 1980-е годы, уничтожив ложную цель ракетой ASM-135A, запущенной с самолета F-15. Советы в ответ намеревались принять на вооружение модифицированный МиГ-31 с ракетой 79М6. Этот самолет прошел несколько летных испытаний, но потом наступила перестройка, и все эти планы положили под сукно. Если верить российской пропаганде, ракета «Кинжал» имеет дальность 1 930 километров, что соответствует максимальной высоте полета спутника на низкой околоземной орбите. Поэтому можно с определенной долей уверенности утверждать, что огромная ракета Х в Жуковском является родственницей «Кинжала», переоборудованной для нанесения ударов в космосе.
Если кто-то целится в орбитальные объекты, находящиеся на таком феноменальном удалении, использование мобильной платформы, находящейся на высоте 20 километров, дает существенные преимущества. Запуск ракеты с такой высоты позволяет сэкономить огромное количество энергии (и денег). Не менее важно и то, что МиГ-31 может уничтожать спутники 24 часа в сутки и семь дней в неделю, говорит Тодд Харрисон (Todd Harrison), работающий директором проекта по авиакосмической безопасности в вашингтонском Центре стратегических и международных исследований. «Системам наземного базирования приходится дожидаться наступления момента, когда спутник будет пролетать в пределах их досягаемости, — объясняет он. — Запуск с самолета обеспечивает более широкие возможности».
Многие самые важные спутники США и НАТО совершают орбитальный полет за пределами досягаемости «Кинжала» и ракеты Х, находясь на геостационарной или средней околоземной орбите (там размещается спутниковая группировка GPS). Но и на низкой околоземной орбите есть множество спутников, которым необходимо находиться поближе к театру военных действий, чтобы получать его снимки с высоким разрешением, говорит Кофман. От такой спутниковой связи сегодня очень сильно зависят войска на поле боя, а также рядовые граждане, пользующиеся домашним интернетом. «Мы очень сильно зависим от систем космического базирования, так как они помогают наводить высокоточное оружие, обеспечивают сопровождение цели в режиме реального времени, а это чрезвычайно важно в современном конфликте», — отмечает он.
Российским военным придется немало потрудиться и потратить огромное количество рублей, прежде чем МиГ-31 сможет решать задачи по нейтрализации этих целей. Но способность этого самолета нести на борту тяжелые новые ракеты дала этой стареющей машине еще одну отсрочку в исполнении смертного приговора. В 2015 году российское Министерство обороны заявило о своем намерении к 2030 году модернизировать 130 таких самолетов, доведя их до уровня новейшей модификации МиГ-31БМ. Итак, этот монстр продолжает рычать.
К концу 1970-х в СССР начался внутренний застой и упадок. Но у него была и воля, и значительные средства для того, чтобы не отставать от США в мощной гонке вооружений сверхдержав. «Советский Союз распался на пике своей технологической мощи», — отмечает Кофман.
Непосредственным ускорителем процесса создания МиГ-31 стало то обстоятельство, что Запад в 1976 году завладел самолетом-предшественником МиГ-25, когда летчик Виктор Беленко перелетел в Японию и запросил там политического убежища. Беленко раскрыл много секретов о недостатках этой машины, а также о ее сильных сторонах. Аналитикам свободного мира внушала благоговейный страх непостижимая скорость этого самолета, составлявшая М=3. Но оказалось, что это не более чем шоу. «На скорости М=2,8 двигатели перегревались, и четыре ракеты класса „воздух-воздух» под крыльями машины начинали опасно вибрировать», — говорится в историческом повествовании на вебсайте Russia Beyond the Headlines. (А еще у самолета замерзало лобовое стекло, потому что техники выпивали этиловый спирт, предотвращавший такое замерзание).
МиГ-31 подготовили к летным испытаниям за три года после этих разоблачений, добавив серьезные усовершенствования. У его двигателей стало меньше тяги, но работать они начали намного надежнее. Корпус самолета удлинили, чтобы разместить второго члена экипажа, который занимался навигационными приборами и оружием. Но самым впечатляющим новшеством стала РЛС «Заслон», которая была первым радаром с пассивной сканирующей антенной решеткой, установленным на истребителе. На показе в 1991 году, когда мирная атмосфера дала МиГ-31 возможность появиться в Париже на авиашоу, РЛС «Заслон» вызвала зависть у всех, кто с ней познакомился. Об этом в своих мемуарах написал летчик-испытатель Валерий Меницкий.
«Заслон» мог отслеживать шесть целей одновременно (правда, МиГ-31 нес на борту всего четыре ракеты). Что очень важно, радар обеспечивал обнаружение и поражение целей в нижней полусфере при помощи ракет Р-33, которые устанавливались на МиГ-31 для борьбы с целями на более низких высотах, скажем, с крылатыми ракетами. МиГ-25 мог осуществлять пуски ракет только вверх.