Россия в этом году покажет «электрический самолёт»
Российские учёные продолжают демонстрировать свои новейшие разработки, воплощая в жизнь призыв «от слов к делу». На этот раз речь идёт о том, что сами разработчики называют «электрическим самолётом».
Отметим, что идея применения водородных топливных элементов для питания электродвигателей беспилотных летательных аппаратов во многом связывается с сингапурской компанией Horizon, которая некоторое время назад предложила использовать в этой сфере технологии, которые ранее применялись в других более тяжёлых системах, например, в космической технике. Это решение позволило кратно увеличить продолжительность полёта беспилотников, по сравнению с применением традиционных аккумуляторных батарей. Зарубежный опыт учли и российские специалисты. В нашей стране замечены случаи использования «горизонтовских» топливных элементов, а так же попытки создания собственных.
Отечественные специалисты рассказывают, что сначала водородной вспомогательной силовой установкой они собирались оснастить двухместный самолёт МАИ-223 «Китенок». Но испытания отложили и от «Китенка» отказались.
Теперь же энергоустановку в качестве основного двигателя собираются поставить на новый двухместный самолет среднего размера, который специально спроектировали. Эту же энергоустановку рассматривают и для более крупных самолётов. Как рассказали в Институте проблем химической физики, если все пойдет по плану, то действующую модель представят на форуме «Армия-2018».
«Мы поставили перед собой достаточно сложную задачу. Сегодня в нашем распоряжении эскизный проект планера летательного аппарата и готовый прототип энергоустановки. Если все пойдет по плану, то действующую модель мы представим на форуме «Армия-2018», – рассказал заведующий лабораторией ИПХФ Юрий Добровольский.
Впрочем, работать над проектом начали ещё несколько лет назад. В 2015 году учёные лаборатории ионики твердого тела Института проблем химической физики провели несколько испытательных полетов беспилотных аппаратов с энергоустановкой на водородно-воздушных топливных элементах. Директор института академик Сергей Алдошин пояснил, что беспилотники с топливными элементами могут находиться в воздухе около 40 часов, они надежны и могут работать в суровых российских погодных условиях, в том числе и на Крайнем Севере. В том же году беспилотник показали на авиасалоне МАКС, а потом испытали и в Сирии.
«Электрический самолет» — самолёт с единой централизованной системой управления и энергоснабжения, который обеспечивает все энергетические потребности машины. Новая структура энергоисточников обеспечивает оптимальное управление бортовой энергией самолета и создает интеллектуальные бортовые сети.