Почему российская армия обладает лучшей войсковой ПВО в мире
По опыту Второй мировой войны СССР уделял большое внимание развитию ПВО. При этом в отличие от США и других стран НАТО наземной ПВО уделялось внимание, как минимум не меньшее, чем истребительной авиации. Войска ПВО страны прикрывали именно территорию страны – города, промышленность, инфраструктуру, а также те объекты ВС, которые можно считать стационарными: базы РВСН и ВМФ, аэродромы, склады техники, боеприпасов, горюче-смазочных материалов и т.д. Сухопутные войска попадали под этот зонтик только в мирное время в местах постоянной дислокации.
В случае войны, особенно в случае действий за пределами страны и в прямом соприкосновении с противником, необходим был свой зонтик. Им стала армейская (войсковая) ПВО. Она, естественно, не могла иметь собственной истребительной авиации и состояла только из зенитных ракетных комплексов (ЗРК) и зенитной артиллерии.
Войсковая ПВО должна поражать воздушные цели во всем диапазоне высот и дальностей вплоть до минимальных. Это требует наличия ЗРК с очень небольшой «мертвой зоной», а также зенитной артиллерии, у которой мертвых зон практически нет. Кроме того, зенитная артиллерия способна работать и по наземным целям, что для войсковой ПВО может оказаться актуальной задачей. Элементы зенитных ракетных систем (ЗРС) войск ПВО страны, расположенные, как правило, в глубоком тылу, могли размещаться на колесных шасси или даже стационарно. Техника же войсковой ПВО, которая должна была действовать в одних боевых порядках с остальной техникой сухопутных войск, устанавливалась, как правило, на гусеничных шасси и получала хотя бы символическую бронезащиту. Важнейшим элементом войсковой ПВО стали переносные ЗРК (ПЗРК), способные обеспечить непосредственную защиту от атак с воздуха даже для небольших подразделений.
Первым поколением техники войсковой ПВО, поступившим на вооружение в 60-е годы, стали зенитное орудие ЗУ-23-2, оно же в самоходном варианте в виде ЗСУ-23-4 «Шилка» (ЗСУ – зенитная самоходная установка), ПЗРК «Стрела-2», ЗРК малой дальности «Стрела-1» и «Оса» (оба на колесном шасси), ЗРК средней дальности «Куб» и «Круг». Кроме того, оставались на вооружении 57-мм зенитные орудия С-60 и они же в самоходном варианте как ЗСУ-57-2. К настоящему времени почти вся эта техника снята с вооружения, осталось лишь небольшое количество ЗУ-23-2 и «Шилок», которые, на самом деле, скорее используются как своеобразные «суперпулеметы» против наземных целей (кроме танков) и против вертолетов, поразить современный боевой самолет они уже не способны. Из ЗУ-23-2 созданы импровизированные ЗСУ на шасси МТЛБ, БТР-Д и даже грузовиков, они используются в ВДВ, горных и арктических частях. На складах, видимо, остаются в значительном количестве также «Стрелы-2».
В 70–80-е годы на смену «Шилке» пришел первый в мире зенитный ракетно-пушечный комплекс (ЗРПК) 2С6 «Тунгуска», а «Стреле-2» – сначала «Стрела-3», затем «Игла-1» и «Игла». «Стрелу-1» сменила «Стрела-10» (на шасси МТЛБ). «Оса» сама прошла несколько модернизаций (вплоть до варианта «Оса-АКМ»), но и ее постепенно начал заменять ЗРК «Тор». Вместо «Куба» появился «Бук», вместо «Круга» – ЗРС С-300В. До сего дня «Стрела-10», «Тор», «Бук» и С-300В, как и «Оса», прошли через несколько модернизаций, их первоначальных вариантов в войсках уже не осталось. Наиболее современными модификациями являются «Стрела-10М4», «Тор-М2», «Бук-М3» и С-300В4, но наиболее распространенными остаются «Тор-М1» и «Бук-М1».
Необходимо отметить, что ЗРК малой дальности (до 15 км), к которым относятся «Стрела-1», «Стрела-10», «Оса» и «Тор» (имеются в виду все их модификации), хотя и сводятся в батареи (а те – в дивизионы и полки), но каждая машина может работать полностью самостоятельно, представляя собой полноценный ЗРК.
В свою очередь, ЗРК средней дальности («Куб», «Круг», «Бук») и ЗРС большой дальности (С-300В) являются сложными многоэлементными системами, каждый элемент которой, включая пусковую установку (ПУ), по отдельности не является боевой единицей. В частности, поэтому отдельная ПУ ЗРК «Бук-М1», без КП и без РЛС, кругового обзора, не могла сбить малайзийский Boeing над Донбассом в июле 2014 года, то есть «расследования международных экспертов» не имеют никакого отношения к реальности.
В сухопутных войсках и морской пехоте средства ПВО малой дальности сводятся в дивизионы в составе мотострелковых (мсбр) и танковых (тбр) бригад либо объединяются в зенитно-ракетные полки (зрп) в составе мотострелковых (мсд) и танковых (тд) дивизий. Дивизион, как правило, включает 12 боевых машин. Традиционно в бригаде имеется дивизион с 12 ЗРК «Оса» или «Тор» (либо в отдельных случаях дивизион ЗРК «Бук» с 6 ПУ и 3 ПЗУ) и дивизион с 6 ЗРК «Стрела-10» и 6 ЗРПК «Тунгуска» или ЗСУ «Шилка». В бригадах морской пехоты первых дивизионов (с «Осами» или «Торами») нет. В дивизиях ВДВ, как правило, имеется по 12 ЗРК «Стрела-10» и 18 ЗРПК «Скрежет» (ПЗРК «Игла» и ЗУ-23-2 на шасси БТР-Д).
ЗРК «Бук» и ЗРС С-300В сводятся в отдельные зенитно-ракетные бригады (зрбр), причем часть этих бригад переданы в состав зенитных ракетных войск Воздушно-космических сил. Бригад С-300В в сухопутных войсках имеется три, тогда как «Буками» различных модификаций оснащены 12 зрбр. ВМФ имеет два отдельных зенитно-ракетных полка: на Балтийском флоте – с ЗРК «Тор», на Черноморском – с ЗРК «Оса».
Всего в наземных компонентах ВС РФ имеется 6 зрдн ЗРС С-300В, 43 зрдн ЗРК «Бук-М» различных модификаций, более 200 ЗРК «Тор», не менее 170 ЗРК «Оса-АКМ», более 300 ЗРК «Стрела-10», около 200 ЗРПК «Тунгуска», около 100 ЗСУ «Шилка». Количество ПЗРК «Игла», видимо, составляет несколько тысяч единиц. Кроме того, несколько тысяч ЗРК «Стрела-10», ЗРПК «Тунгуска», ЗСУ «Шилка», различных ПЗРК и зенитных орудий находится на базах хранения.
В сухопутных войсках США сосредоточена вся наземная ПВО ВС США, но она по своему потенциалу заметно уступает российской. ПВО сухопутных войск НОАК превосходит российскую по количеству зенитных орудий, но уступает по количеству и качеству ЗРК (а орудия в основном сильно устарели). Сравнение с войсковой ПВО других стран не имеет смысла, Россия значительно превосходит их в этом компоненте ВС, при этом отечественная ПВО сухопутных войск продолжает обновляться достаточно быстрыми темпами. Но ни о каком самоуспокоении не может быть и речи: ПВО вообще много не бывает, а особенно в нынешних условиях стремительного роста количества беспилотников и высокоточных боеприпасов во всех основных армиях мира.