Новые горизонты Сирии: как освобождение Пальмиры меняет ход войны
Освобождение Пальмиры от боевиков «Исламского государства»* (запрещена в РФ) вынудило различные группировки объявить о готовности сложить оружие. Корреспондент Федерального агентства новостей побеседовал с военным и политическим аналитиком Фонда развития институтов гражданского общества «Народная Дипломатия» Евгением Валяевым о ситуации в провинции Хомс после освобождения древнего города.
По словам эксперта, Москва и Дамаск, одерживая одну за одной военные победы над боевиками в Сирии, одновременно наращивают и дипломатическую работу с группировками вооруженной оппозиции. Подобный подход является крайне конструктивным, позволяя отделить фанатиков-боевиков от готовых к диалогу умеренных повстанцев. Освобождение при помощи дипломатии занятых вооруженной оппозицией последних районов города Хомс имеет важное политическое значение для Дамаска. Это продемонстрирует всему миру, а также боевикам, что официальный Дамаск при поддержке России освободил очередной крупнейший город страны.
«Ранее официальный Дамаск крайне редко прибегал к подобным шагам с амнистией. Можно сделать вывод, что с сирийскими властями методикой по проведению амнистий поделилась именно Россия, которая имеет большой и плодотворный опыт в этой сфере. Объявление амнистии в отношении лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций, в свое время показало высокий результат на территории Чеченской республики, снизив влияние религиозных фанатиков на умеренных или оступившихся молодых людей», — пояснил Валяев.
Эксперт заметил, что амнистия для участников повстанческих формирований, не замеченных в совершении тяжких преступлений — один из действенных примеров профилактики экстремистских настроений среди молодежи. Ведь попадая к религиозным фанатикам, молодой человек оказывается в тисках пропаганды, которая гласит о том, что официальные власти ненавидят тебя и готовы сделать все, ради твоей смерти и смерти твоих близких. Амнистия показывает таким людям, что официальные власти не являются воплощением зла и готовы к гуманным шагам, к диалогу и примирению. Эта практика разбивает теории пропагандистов из исламских радикальных организаций.
«Правительство Башара Асада задумывается над тем, как будет устроена мирная жизнь в Сирии после окончания войны. Войскам Асада одновременно с проведением таких дипломатических процедур нельзя ни в коем случае снижать накала борьбы против террористов из ИГИЛ* и «Джехбат ан-Нусры» (запрещена в РФ, — Прим. ФАН), ведь только показывая силу, можно подтолкнуть сомневающихся людей сложить оружие и прекратить свое участие в отрядах повстанцев и боевиков. После того, как войска Башара Асада при поддержке авиации РФ освободили Алеппо и совершили целый ряд успешных операций в провинции Хомс, освободив Пальмиру и взяв под контроль многие нефтегазовые месторождения, перед Дамаском открылось множество вариантов по проведению дальнейшей антитеррористической операции. В любом случае, стоит констатировать, что Дамаск сейчас выступает с позиции силы. Операцией в провинции Хомс Сирия и Россия одержали важнейшую победу в борьбе за контроль над нефтяными и газовыми месторождениями в регионе, лишив «Исламское государство» важного инфраструктурного содержания», — считает Валяев.
По словам эксперта, после освобождения Пальмиры сирийские военные не стали стремиться во что бы то ни стало вести наступление на столицу «Исламского государства» — Ракку, — сосредоточившись на планомерном наступлении на провинцию Дейр-эз-Зор, одновременно с этим производя выравнивание фронта и освобождая от боевиков все нефтегазовые поля провинции Хомс. При применении подобной тактики, а также находясь в тесной координации с генштабом РФ, САА продолжает показывать высокую эффективность при наступлении на позиции боевиков. Валяев отметил, что при применении подобной тактики опасность того, что произойдет крупный прорыв боевиков по одному из занятых правительственными войсками направлений, крайне невелика. Ошибки прошлого, когда занятая Пальмира была в скором времени потеряна, на сегодняшний день руководством САА полностью учтены.
«Победы в провинции Хомс показали, насколько существенно при поддержке Москвы за последнее время выросли военные возможности войск Башара Асада. Ведь, например, при взятии Пальмиры важнейший вклад в победу внесли сирийские силы специального назначения «Щит» и «ISIS Hunters», подготовленные при участии российских специалистов. Сирийские военные показывают результаты при наступлении на провинцию Дейр-эз-Зор, также бойцы сирийской армии работают над расширением зоны безопасности к северу и югу от Алеппо и продолжают наступление на востоке провинции Алеппо, где идет планомерное освобождение автострады Алеппо-Ракка. Армия САР установила контроль над городом Дейр-Хафир в провинции Алеппо, который является важным пунктом на пути сирийской армии к Ракке. На востоке Дамаска заметные атаки происходят со стороны боевиков экстремистской группировки «Джебхат ан-Нусра», которые стремятся совершить прорыв и расширить зону своего контроля. На фоне этих успешных новостей стоит отметить активную работу российских саперов по разминированию Пальмиры», — рассказал военный эксперт.
Валяев заметил, что на фронте наступления на Ракку, которое курирует американская сторона, происходит ожидаемый кризис отношений между участниками сложной коалиции. Например, Турция заявила, что не будет участвовать в операции по освобождению сирийской Ракки, если в ней будут принимать участие формирования сирийских курдов. На этом фоне происходит активная работа курдов с российской и американской сторонами: военные США оказывают регулярную помощь курдским формированиям в проведении операции близ сирийской Ракки, а Россия и курдские «Отряды народной обороны» достигли соглашения, которое предусматривает российское присутствие в районе города Африн в сирийском Курдистане.
«Госсекретарь США Рекс Тиллерсон заявил, что за последний год существенно сократился поток иностранных боевиков в Сирию и Ирак. Это также показывает высокую эффективность Дамаска и Москвы по борьбе с боевиками, так как привлекательность участия в военных формированиях ИГИЛ среди потенциальных экстремистов постоянно падает», — заключил эксперт.
* Организация запрещена на территории РФ.