Игра на равных: повышение цен на белорусский бензин поможет молоку на российском рынке
Повышение цен на бензин в Белоруссии до уровня российских поможет покрыть убытки местных НПЗ, снизит риски в отношениях с Россией и не сильно ударит по продажам бензина на другие рынки.
Цены на бензин в Белоруссии постепенно сравняются с российскими. Концерном «Белнефтехим» выработан механизм изменения цен на автомобильное топливо на внутреннем рынке Белоруссии, которым «в зависимости от изменения ситуации на нефтяном рынке предусматривается возможность корректировки цен на нефтепродукты как в сторону их увеличения, так и снижения».
Сегодня, отмечают в компании, розничные цены на моторное топливо в соседних регионах России выше белорусских по бензинам на 7-10%, по дизельному топливу – на 6-8%.
«Предусматривается постепенный выход на уровень цен, сопоставимый с действующим на российском рынке. В дальнейшем цены будут корректироваться в соответствии с изменениями мировых цен на нефть, курса национальной валюты и налоговой нагрузки на нефтеперерабатывающие заводы», — сообщили в «Белнефтехиме».
С 10 марта бензин вырос в цене на 1 белорусскую копейку, и теперь литр АИ-92-К5 стоит 1,22 белорусского рубля, АИ-95-К5 — 1,3 белорусского рубля, АИ-98-К5 — 1,51 белорусского рубля.
Компенсации за преференции
Белорусы перерабатывают российскую нефть, которую они получали по довольно низким ценам, получали довольно долго и на этом неплохо зарабатывали, говорит ведущий эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Алексей Кузьмин. Москва же сильно давила в этом смысле на Минск, что сказывалось на белорусском экспорте.
«Все регулярные разговоры про белорусское молоко на российском рынке как раз лежат в контексте требований к равным правилам игры. Мол, если вы хотите, чтобы мы покупали ваше дешевое молоко, выравнивайтесь по нефти. Все логично — если ты получаешь какие-то преференции, будь добр это чем-то компенсировать», — сказал эксперт ФБА «Экономика сегодня».
В этой ситуации белорусам, считает Алексей Кузьмин, действительно проще убрать требуемую разницу в бензине, так как это ударит по их экономике меньше, чем закрытие российского рынка. Повышение цен на бензин не сильно скажется и на его продажах на другие рынки, в ту же Польшу.
«Даже когда белорусский бензин сравняется с российским, он все равно будет дешевле польского, и даже в опте. Тем более что выравнивание цен — это стратегия, процесс не единовременный», — сказал эксперт, отметив также, что не согласен с мнением, что вложения белорусских властей в реконструкцию НПЗ себя не оправдали.
Повысили цены — покрыли убытки
Переработка нефти, чья доля в промышленности составляет 13%, является стратегической отраслью Белоруссии. В модернизацию местных НПЗ были вложены серьезные средства, но достичь глубины переработки нефти на более, чем 90% пока не удалось. Чтобы выйти на это к 2019 году, требуется еще 1,2 млрд долларов — не реконструкцию Мозырского и Новополоцкого нефтеперерабатывающих заводов.
Об убыточности отрасли говорят и сами власти. Например, в феврале на заседании совета «Белнефтехима» заместитель премьер-министра Владимир Семашко привел цифры — по итогам января НПЗ страны понесли убытки в размере $38 млн. Повышение цен на бензин не только снизит риски в отношениях с Россией, но и позволит закрыть эти убытки. …