Хозяин неба: истребитель МиГ-41
Осенью прошлого года появились первые неясные слухи о том, что Россия приступила к созданию истребителя шестого поколения, который придет на смену морально «уставшему» ветерану — самолету Миг-31. Достоверных данных о новом проекте почти невозможно найти, однако, информационный вакуум неспешно заполняется, и контуры супер-машины становятся все более отчетливы, а проект все более реальным.
МиГ-41 — это не только лишь истребитель, но истребитель-перехватчик. Его основным назначением станет уничтожение бомбардировщиков и крылатых ракет противника. Обычно машины такого класса оснащаются управляемыми ракетами с радиолокационной и инфракрасной системой наведения на цель, а также скорострельными авиационными пушками. На сегодняшний день известно о пяти поколениях истребителей, каждое из которых имеет собственный набор технических параметров.
Последнее к настоящему моменту поколение (пятое) представлено североамериканским F-35C, русским Су-57 (поступление в боевые подразделения планируется в текущем году), а также малоизвестными азиатскими аналогами. В свою очередь МиГ-41 — это уже представитель шестого поколения истребителей, которое, естественно, будет обладать еще более продвинутыми техническими параметрами. Не исключено, что новая машина станет не просто улучшенной версией МиГ-31, а кардинально новой моделью, которая, если верить словам гендиректора корпорации «МиГ» И. Тарасенко, сможет эффективно работать как в космосе, так и в небе над Арктикой.
МиГ-41, кроме указанных выше бомбардировщиков, ракет и самолетов-разведчиков, будет охотиться и на космические объекты, например, зависшие на низких орбитах спутники противника.
Истребитель придет на смену перехватчику МиГ-31, создание которого датируется 1970-и годами прошлого века. Резвый “ветеран” может достигать скорости до трех тысяч километров в час, а радиус его эффективного действия превышает 700 километров. Характеристики, бесспорно, внушительные, однако МиГ-41, судя по всему, готов наголову превзойти своего славного предшественника. Проектируемая машина, со слов летчика-испытателя А. Квочура, будет способна перемещаться со скоростью порядка 4,3 Маха, а это, на минуточку, свыше пяти тысяч километров в час. Данные возможности сделают новый русский самолет самым быстрым в мире.
Планируется, что радиус боевого действия проекта МиГ-41 будет составлять не менее 1300 километров. Кстати, вероятнее всего новый истребитель оснастят гиперзвуковой ракетной системой типа «Кинжал», которая была представлена широкой общественности в рамках послания Владимира Путина Федеральному собранию весной сего года.
Следующая функция МиГ-41 — возможность дистанционного управления. Ожидается, что проект будет поделён на два направления: БПЛА и пилотируемый самолет.
Более того, машина в обязательном порядке будет иметь на вооружении технологию «стелс», существенно снижающую заметность для систем ПВО, тем самым повышая её выживаемость в боевых условиях.
Западных специалистов, тем временем, одолевают сомнения, что новый русский самолет сможет наносить удары из космоса. Они заявляют, что МиГ-41 должен будет одинаково хорошо маневрировать как в низких слоях атмосферы, так и в космосе с его высокой разряженностью воздуха. Подобная многозадачность вряд ли по зубам даже самой продвинутой технике. Тем не менее, даже если допустить такую возможность, западные эксперты уверены, что проект слишком дорогостоящий для Российской Федерации.
Например, цена североамериканского истребителя последнего поколения F-35 достигает 85 миллионов долларов за единицу. По нынешнему курсу — это более 5 млрд рублей. Сомнительно, что новый самолет шестого поколения будет стоить меньше. В свою очередь, российские военные специалисты в один голос заявляют, что Россия в силу своей протяженности, остро нуждается в инновационном истребителе, тем не менее, сегодня этот проект больше выглядит как нечто нереальное. Если верить их прогнозам, поступление новой машины на вооружение следует ожидать не ранее 2040 года.
Стоит ли говорить, что вряд ли у России есть в запасе указанные 20 лет на создание новой воздушной машины? Срок годности «старины» МиГ-31 подходит к концу аккурат через 10 лет, в 2028 году. К этому времени у него уже должен быть полноценный преемник.
Кстати, буквально на днях появилась достоверная информация о том, что разработка МиГ-41 идет форсированными темпами, и результаты не заставят себя долго ждать. По крайней мере, именно так заявил гендиректор корпорации И. Тарасенко. Касательно поставок в боевые подразделения, «то их можно ожидать в середине 2020-х годов», — заверил он.