Эксперты США считают российский самолет Як-130 «маленьким ужасом НАТО»
Весной, 25 апреля 1996 года честь впервые взлететь на этой летной машине выпала летчику-испытателю Андрею Синицыну. Пройдет совсем немного времени с того самого первого полета, и военные эксперты из НАТО станут называть ЯК-130 «маленьким ужасом», встречи с которым стоит остерегаться.
История этого самолета началась на исходе 80-х годов, когда пришло время сменить старый чешский учебный L-39 «Альбатрос» на что-то более современное. Для молодых пилотов часто было непросто переходить с «летающей парты» на такие самолеты, как СУ-27 и МиГ-29. Переучивание требовало времени и дополнительных ресурсов, которых не всегда было достаточно.
Впервые о необходимости создания более современного и практичного учебно-тренировочного самолета заявил советский лётчик-ас штурмовой авиации в Великой Отечественной войне, а на тот момент, главком Военно-воздушных сил СССР маршал авиации Александр Николаевич Ефимов. Именно после его заявления 20 апреля 1990 года начались серьезные подвижки в этом направлении.
Создание самолета, предназначенного для обучения молодых пилотов, было поручено сразу нескольким Конструкторским бюро, среди которых ОКБ Сухого, Яковлева и Микояна. Принять участие в разработке также было поручено Экспериментальному Машиностроительному Заводу им. В. М. Мясищева.
Но финансирование было недостаточным и пришлось налаживать сотрудничество с иностранными инвесторами. Впоследствии в разработке Як-130 принимала участие итальянская аэрокосмическая компания Aermacchi.
В тот момент, когда разработка была практически на стадии полного завершения, совместное сотрудничество с итальянцами пришлось прекратить. Это пришлось сделать ввиду того, что у сторон появились определенные разногласия. И те, и другие получили документацию с полной информацией о базовой версии будущего учебного самолета.
После того, как каждый из партнеров решил пойти своей дорогой, итальянцы построили Aermacchi M-346, в то время как ОКБ им. Яковлева создали тот самый «маленький ужас» для НАТО — самолет Як-130.