Боинг МН17: стало известно про фатальную ошибку Украины
Авиационный пилот и бывший диспетчер Марк Зи, имеющий опыт работы по обеим сторонам диспетчерской, рассказал об основной ошибке Украины в истории с потерпевшим крушение рейсом MH17. Российские специалисты на основе его мнения предположили, что Украине придется заплатить за эту ошибку.

В своем блоге Марк Зи опубликовал собственное мини-расследование, в котором назвал крушение самолета, унесшее жизни 298 человек, предотвратимым. «Возможно, эту информацию будет некомфортно принять, но это так: катастрофы можно было избежать», – заявил специалист.
По его мнению, основную ответственность за случившееся несет Украина, потому что именно эта страна не закрыла свое воздушное пространство, в то время как была охвачена войной. Марк Зи не рассматривает вопрос о том, кто именно сбил малайзийский самолет, он говорит именно об ответственности Украины за незакрытое небо над страной и за неправильные ориентировки, данные украинскими диспетчерами пилотам погибшего самолета.
Марк Зи объясняет, что существует система NOTAM, с помощью которой диспетчеры разных стран доносят до пилотов информацию об изменениях в правилах проведения и обеспечения полётов и аэронавигационной информации. Авиационный эксперт Марк Зи, имеющий опыт работы и диспетчером, и пилотом, утверждает, что украинские диспетчеры своим извещением могли ввести пилотов сбитого боинга в заблуждение.
В NOTAM, направленном экипажу рейса MH17, было указано два значения высоты, которой нужно придерживаться: эшелоны 260 (7,9км) и 320 (9,75км). Но, по сути, эти данные носят рекомендательный характер, и летчики могли лететь значительно ниже, поскольку об опасности полетов над зоной военных действий авиадиспетчеры пилотов не предупредили. Сами же летчики считали конфликт на Украине «наземным» и не предполагали, что военные действия могут распространиться и на небо. Они считали, что в воздухе им ничто не угрожает.
Марк Зи в тот год, когда боинг потерпел крушение над Украиной, тоже летал над этим воздушным пространством и уверяет, что тогда пилоты относились к конфликту на Украине с интересом, но без беспокойства, потому что были уверены: им ничего не угрожает.
Почему же Украина не закрыла воздушные эшелоны над территорией боевых действий? Член Всемирного фонда безопасности полетов (FSF) Сергей Мельниченко считает, что полеты над юго-востоком Украины не были прекращены, чтобы не терять этот насыщенный и прибыльный трафик. По большому счету, из-за банальной алчности погибли 298 человек, летевших злополучным рейсом.
Марк Зи разделяет эту точку зрения, он говорит, что несколько чиновников из Украинского государственного агентства по обслуживанию воздушного движения сели, чтобы написать NOTAM, преследуя при этом отнюдь не интересы пилотов тех лайнеров, что пролетали над потенциально опасным пространством. Они преследовали интересы государства, и именно в этом вина Украины в случившейся трагедии.
Впрочем, Марк Зи допускает, что это было сделано и не намеренно, а из просто халатности или из-за бюрократических проволочек. Вполне возможно, что именно по этой причине NOTAM для пилотов MH17 не содержал необходимых предупреждений. Но это не снимает вину с Украины и не отменяет той фатальной ошибки, которую совершила эта страна.
Российский паблик в Livejournal «Теория элит», в котором рассматриваются версии причин различных международных катастроф, опубликовал статью, основанную на мнении Марка Зи. Эксперты «Теории элит» предположили, что Украине все же рано или поздно придется заплатить за свою ошибку, как это было в 2001 году, когда во время военных учений Украина сбила над Черным морем ТУ-154, летевший из Тель-Авива в Новосибирск. Тогда Украина выплатила по 200 000 долларов за каждого погибшего — 7 800 000 долларов России и 7 500 000 долларов Израилю, а министр обороны принес извинения и ушел в отставку. Сколько ей придется заплатить в этот раз – пока вопрос даже для экспертов.
Впрочем, они допускают, что за сотрудничество в расследовании комиссия может простить Украине роковую ошибку украинского диспетчера. Другой вопрос, что расследование будет продиктовано теми же политическими и выгодными государству причинами, которые помешали украинским диспетчерам правильно сориентировать пилотов рейса MH17 грозящей опасности.