5 фактов об истребителе Су-35
Зимой 2008 года Су-35 оторвался от земли, отправившись в свой первый полет. Сегодня эта многофункциональная машина является лицом русской боевой авиации: к 2020 году в распоряжение ВКС РФ поступит порядка сотни Су-35. Давайте вспомним 5 занимательных фактов об отечественном истребителе четвертого поколения.
Факт №1. История знает два Су-35
Первым под данным индексом в самом начале «лихих 90-х» на международных авиационных шоу фигурировал так называемый Су-27М – модернизация стандартного Су-27. Это была, наверное, первая робкая попытка переделать классический перехватчик в мультифункциональный истребитель. По нескольким, весьма очевидным причинам, машина не пошла, и к обозначению «35» вернулись только к 2005 году.
Первые опытные образцы истребителя по документам проходили как Су-35БМ (большая модернизация), позже приставка «БМ» исчезла и осталось привычное нам теперь — Су-35. После того, как истребитель вызвал заслуженный интерес со стороны военных, появляется версия Су-35С, с классической литерой «С», определяющей модификации техники для Минобороны РФ.
Факт №2. Как Су-35 стал НЛО
За границей Су-35 (в соответствии с кодификацией NATO: Flanker-Е+) впервые был показан широкой общественности в 2013 году на международном авиашоу в Ле-Бурже, что проходит в 12 км от Парижа. Выступление русского истребителя «взорвали» авиасалон и стали гвоздем всей его многодневной программы.
Управлял машиной С. Богдан. Когда он проделал легендарные «блинчики» в небе, публика ахнула. Данную фигуру высшего летного пилотажа – разворот на 360 градусов в горизонтальной плоскости без снижения скорости и высоты – не сможет повторить ни один другой истребитель на планете.
В связи с этим «ярким неземным» представлением зарубежные наблюдатели дали нашему Су-35 прозвище «НЛО».
Факт №3. Су-35 способен «нащупать» цель за 400 км
Невзирая на отсутствие АФАР, радиолокационный комплекс «тридцать пятого» способен выявить подозрительный объект на дистанции порядка 400 км, а также одновременно «вести» до 30 воздушных целей, атакуя восемь из них.
Такой функционал воздушной машине обеспечивает радиолокационная система управления (РЛСУ) «Ирбис», которая была создана научными сотрудниками НИИ приборостроения им. Тихомирова.
По своим техническим параметрам «Ирбис» находится на уровне самых передовых зарубежных технологий этого направления.
Факт №4. В кабине Су-35 нет аналоговой приборной панели
Кабина Су-35 аналогична кабине истребителей последнего поколения. В отличие от того же Су-27, в ней вы не найдете аналоговых приборов с классическими стрелками. На смену им пришли два огромных цветных ЖК дисплея, на которых по схеме «картинка в картинке» отображаются все нужные летчику данные. «Стеклянная кабина» Су-35 оснащена коллиматорным индикатором на поверхности лобового стекла. Получается, что летчик видит вспомогательную информацию на фоне неба, создается впечатление, что они парят перед самолетом.
Управление машиной осуществляется при помощи электрических приводов. Это существенно экономит место и вес (в сравнении с гидродинамическим приводом).
Дополнительно бортовой компьютер может брать на себя часть непростых пилотажных режимов, например, движение на максимально низких высотах с огибанием рельефа местности.
Факт №5. 8 тонн вооружения
Еще одно из главных преимуществ отечественного истребителя заключается в том, что он способен поднять в воздух огромный вес в виде ракет системы «воздух-воздух» — целую тонну подобных ракет.
В общем Су-35 на 12 точках подвески может оторвать от земли и доставить к цели 8 тонн высокоточных ракет и авиабомб. «Тридцать пятый» оснащен целым набором управляемых ракет «воздух-земля», среди которых имеются и такие новинки как пять противорадиолокационных ракет повышенной дальности семейства Х-58УШЭ, три ракеты высокой дальности семейства «Калибр-А» и одна тяжелая противокорабельная ракета высокой дальности семейства «Яхонт».
Стоит отметить, что Су-35 не был бы Су-35 если бы не мог применять свое вооружение на сверхзвуковых скоростях (число Маха около 1,5) и на высоте свыше 13.7 км.