Стратегическая крылатая ракета «Метеорит».
В 70-х годах ХХ столетия было решено продолжить воплощение в жизнь идеи создания стратегической крылатой ракеты, работу над которой посчитали неперспективной в 50-х, в связи с невозможностью преодолевания ПВО противника крылатыми ракетами, летящими на большой высоте. Тогда победила концепция межконтинентальных баллистических ракет.
В то время США стали развертывать крылатые ракеты четвертого поколения и руководством СССР 9 декабря 1976 года было принято решение разработать сверхзвуковую крылатую ракету дальнего радиуса действия для сохранения баланса стратегических ядерных сил. Ракета должна была быть оборудована «интеллектом» для точного выхода на заданную цель с возможностью совершения маневров на траектории полета. Выполнение этих условий вкупе с большой скоростью делало её неуязвимой для средств ПВО. Разработкой ракеты занялось НПО Машиностроения.
Эта ракета должна была стать универсальной сверхзвуковой ракетой с большой дальностью полета. Её запуск мог быть осуществлен со всех типов носителей: наземных, морских и авиационных.
За четыре года стендовых испытаний было экспериментально подтверждено правильность всех технических решений, наработанных в ходе построения аппарата. В мае 1980 года был произведен первый пуск с наземного стенда. В январе 1982 года — с из подводного положения. Для запуска с авианосителя был переоборудован ТУ-95МА.
При проведении испытательных пусков в целях оценки возможности ракеты ухода от средств ПВО было выявлено, что два современных ЗРК смогли поразить «Метеорит-А» лишь со второго пуска, и это не смотря на то, что время и траектория полета были известны дивизиону ПВО. А на самой ракете были отключены бортовые системы защиты и программа маневрирования.
Морской вариант размещения «Метеорит-М» из-за большого количества неудачных пусков и из-за необходимости постройки специализированных носителей, решили закрыть в 1989 году.
Наземный вариант комплекса «Метеорит-Н» разрабатывался, но не строился и не испытывался.
Испытания авиационного варианта производились с самолета Ту-95МА. Этот комплекс в ходе испытаний был практически доведен до требуемых показателей. Разработка «Метеорит-А» была прекращена в 1992 г
Конструктивно ракета была выполнена по схеме «утка». Маршевая ступень имела треугольное складывающееся крыло и складное вертикальное оперение. Оснащена турбореактивным двигателем.
Стартово-разгонная ступень «Метеорит-Н» и «Метеорит-М» имели два жидкостных реактивных двигателя с управляемыми поворотными соплами.
Воздушный вариант «Метеорит-А» имел твердотопливный ускоритель. Дальность полета «Метеорит-А» составляла около 5000 км. Высота маршевого полета до 24 км на скорости около 3000 км/ч.