«Медвежий» патруль: Почему весь мир до сих пор боится Ту-95?
В последние годы за океаном, а в частности в рядах американской авиации, стремительно набирает популярность шутка: «Когда мой дед сидел за штурвалом F-4, его посылали на перехват российского Ту-95. Когда мой отец был за штурвалом F-15, его также отправляли наблюдать за Ту-95. Сегодня я летаю на F-22 и также перехватываю «Медведя».
Все это посвящено русскому «непоколебимому боевому воздушному судну Ту-95». С одной стороны, такой юмор действительно имеет место быть, с другой стороны «вечная лошадка» до сих пор заставляет западное сообщество обратить на себя внимания, так как действительно имеет вес даже во время стремительного обновления авиационных технологий. Около шестидесяти лет назад высшее советское руководство поставило задачу создать боевую машину, которая нанесла бы удары по основным наземным пунктам Соединенных Штатов. Через некоторое время на свет появился гигант на турбовинтовых двигателях с максимальной дальностью полета в 10 тысяч километров, нагруженный при этом 12 тоннами взрывчатки.
Изначально НАТОвская авиация откровенно смеялась над очередным творением русских, иронично называя его «Медведь» (Bear). Однако в 1961 году все изменилось – Ту-95 сбросил «Царь-бомбу».
Ударная волна от разрыва снаряда мощностью более пяти мегатонн в тротиловом эквиваленте не оставила после себя ничего живого. Высота ядерного гриба достигла 60 километров, а световое излучение было настолько сильным, что оставляло на теле человека ожоги третьей степени на расстоянии в 100 километров. Стоит отметить, что у наблюдателей, которые в момент взрыва находились в 200 километрах от эпицентра взрыва, были диагностированы ожоги роговицы.
Событие настолько потрясло мир, что авиации большинства мировых держав резко изменили свое отношение к Ту-95. Тогдашняя Москва начала процесс запугивания западного мира, распространяя информацию о начале проведения Ту-95 патрульных полетов за пределами союзного государства. Как только бомбардировщик появлялся на радарах, иностранные истребители тут же взмывали в небо для перехвата «полярного медведя». За период до 1991 года армии зарубежных государств настолько привыкли к присутствию Ту-95, что стали внешне изучать его и фотографировать.
Однако медведь не стоял без дела – самолет совмещал в себе сразу две функции. После того, как руководство ВМС заявил о невозможности слежки за американскими военными кораблями в открытом море, Ту-95 взял на себя функции разведчика-целеуказателя. Более того, на самолет установили противокорабельные ракеты, способные топить авианосцы США. Также ВМФ был практически бессилен против подводных лодок в открытом море. И эту задачу тоже возложили на «медведя»: он поддерживал связь между нашими подводными крейсерами и командным пунктом в случае ее потери.
После того, как СССР пал, начали говорить о завершении холодной войны. В тот момент Ту-95 прекратил свой путь и закончил патрулирование. В очередной раз «медведь» дал о себе знать только в 2007 году, когда Путин неожиданно для всех объявил, что российская армия возобновляет разведку за пределами своих границ.
По информации министра обороны Канады, каждый год авиация поднимается в небо для перехвата от 12 до 18 Ту-95. Однако больше всего их было замечено недалеко от Японии. В связи с этим Вашингтон и Токио выдвинули решительный протест, однако все это наводит на мысль, что отсутствие реальной мощи заставляет протестующих априори чувствовать себя ущемленными.
Кроме того, для российских специалистов давно не секрет, что американские F-22 на Аляске не занимаются поддержанием оповещения собственной системы быстрого реагирования. В связи с этим российские бомбардировщики нередко можно встретить именно там – Ту-95 то и дело делают патрульный кружок над Аляской. Последний случай был зафиксирован 12 мая. «Медведи» в качестве предостережения вошли в опознавательную зону системы ПВО Соединенных Штатов. Американским ВВС ничего не оставалось, как отправить свои F-22 для сопровождения русских боевых машин.
За время своего существования ветеран Ту-95 совершил огромное количество подвигов, особенно во время холодной войны. Однако эксперты уверены, что до того, как появится должный противовес, наш бомбардировщик еще успеет преподать урок странам с откровенными антироссийскими намерениями.