Козырные колёса: на чём ездили первые лица СССР
Чешский писатель-коммунист Адольф Гофмейстер писал о своих впечатлениях от очередного визита в Москву 1920-х: «Я ещё никогда не видел такого скопления Роллс-Ройсов, которое наблюдал однажды вечером на набережной Москвы-реки».
Первым руководителям CCCР достался автопарк последнего российского императора, его приближённых, а также автомобили, реквизированные у частников. Среди машин, которыми сразу после революции пользовались члены ВЦИК и Совета Народных Комиссаров во главе с Лениным, были модели самых престижных в то время марок, в том числе Delannay-Belleville, Turcat-Mery и большой Renault 40 CV с 7,5-литровым мотором. Именно этот автомобиль (на фото) использовали во время следственного эксперимента после покушения в 1918-м на Ленина. Правда, на какой машине вождь мирового пролетариата в тот роковой день приехал на завод Михельсона, историки спорят до сих пор.
Знаменитый Rolls-Royce 40/50 НР Silver Ghost с 50-сильным двигателем, на котором действительно возили Ильича, прекрасно сохранился. С начала 1920-х годов руководство РСФСР очень полюбило самую престижную британскую марку. Машины покупали в Англии новыми и не очень подержанными. Этот автомобиль с кузовом фирмы Barker сделали и отправили в Советскую Россию в 1921 году. В 1959-м отреставрированную на ЗИЛе машину перевезли в музей Ленина.
Второй автомобиль, тоже связанный с именем Ленина и тоже сохранившийся. Шасси изготовили 13 декабря 1922 г. и вскоре отправили в Петроград. А кузов — отечественный, сделанный на бывшей фабрике П. Ильина в Каретном ряду в Москве, ставшей 4-м Государственным автозаводом (4-й ГАЗ). На этой машине Ильича возили вплоть до его смерти в 1924-м (в тот год в Гараже особого назначения числились уже восемь Роллс-Ройсов), но не на гусеничном ходу, как писали многие годы. На гусеничный ход конструкции Адольфа Кегресса — эмигрировавшего после революции начальника Императорского гаража, этот автомобиль поставили лишь в 1928 году. А Ленина зимой возили, скорее всего, на американском автомобиле Packard, поставленным на гусеничный ход ещё до революции.
Первый советский автомобиль, имевший шансы (хотя и мизерные) стать правительственным. БТАЗ-1 (Бронетанковый автомобильный завод), известный также под именем Промбронь-С, представлял собой модернизированный, еще предвоенный Руссо-Балт серии С. Одну машину в 1922-м подарили председателю ВЦИК Калинину, еще одну, в 1923-м, передали для Ленина. Судя по всему, вождей на этих машинах так и не возили.
До середины 1930-х годов автомобили Rolls-Royce были одними из основных в главном гараже страны. Пока еще даже высшее руководство (на фото — И. Сталин, К. Ворошилов и С. Буденный) ездили в открытых машинах. Но скоро этому надолго придет конец.
Кроме британских автомобилей для руководства СССР покупали и иные, но тоже самые дорогие, самых престижных в мире марок. В Москве попадались Hispano-Suiza, Isotta-Fraschini и, конечно, американские машины Cadillac, возможно, даже серии 452 — с двигателем V16. Один из Кадиллаков, в частности, был закреплен за С. Орджоникидзе — членом Политбюро ЦК ВКП(б), наркомом тяжёлой промышленности.
Немало закупили и американских Линкольнов серии К с двигателями V12. Такие машины служили не только в правительственном гараже, но даже и в Интуристе, где обслуживали самых почётных гостей СССР. На фото: Lincoln охраны первых лиц государства.
Кроме открытых, в Страну Советов поступали и закрытые Линкольны. Один из них в 1934-м подарили «буревестнику революции», пролетарскому писателю Максиму Горькому. Он тоже в известной степени был вождем — советских «акул пера». После смерти писателя машина долго оставалась в его семье, нынче — в Рижском Мотор-музее.
Во второй половине 1930-х руководители постепенно пересели на американские лимузины Packard. Увидеть руководителей в открытых машинах стало немыслимым. Флагманом страны стал 12-цилиндровый Packard Twelve серии 1508 с базой 3670 мм. Двигатель объемом 7,7 л развивал 180 л.с. Первый бронированный автомобиль в ГОНе появился в 1936-м. Есть версия, что его подарил Сталину президент США Рузвельт. Впрочем, это маловероятно, хотя бы потому, что у президентов США бронеавтомобили появились позже. Более правдоподобная история, которую некогда довелось слышать из «компетентных источников»: машину полностью бронировали уже в СССР.
Советский ЗИС-101, производство которого начали в 1936-м, высших руководителей никогда не возил. На нем ездили начальники куда ниже рангом. В 1937-м в ГОНе было девять Роллс-Ройсов, шесть Кадиллаков и десять Паккардов. Большинство последних — небронированные модели Eight с «восьмеркой» мощностью 120 л.с. Немало Паккардов дожили в частных руках до совсем других времен. Некоторые (в частности, тот, что на фото) в 1970-е выезжали на парады старых автомобилей.
Помимо наиболее дорогих американских моделей руководители иногда, особенно во время войны, пользовались и автомобилями рангом пониже, пишет автор сайта ЗаРулём.