Гиперзвуковой рубеж: может ли американский «Волнолёт» сравниться с российским «Кинжалом»
Гиперзвуковое ракетное вооружение еще несколько лет назад воспринималось общественностью лишь как фантазия, прожект, которому не суждено быть воплощенным в жизни. Однако технологический прогресс позволил за очень короткий срок не только разработать, но и создать ракету, летящую на скорости в несколько раз превосходящей скорость звука. Особенно приятно, что таких небывалых успехов удалось достичь российским военным инженерам. Речь идет о принятом на вооружение авиационном комплексе «Кинжал».
Эта ракета способна преодолевать расстояние в 2 тысячи км за очень короткий срок, поскольку ее скорость достигает 10 Махов — 12 тысяч км/ч. Ничего подобного раньше в мире не было. После оглашения информации о российском «чуде» американские представители насторожились и стали уверять, что также обладают подобными технологиями, поскольку еще в 2013 году проводили успешные испытания своей гиперзвуковой ракеты Boeing Х-51А Waverider («Волнолёт»). Встал вполне логичный вопрос о том, какая же ракета лучше, если обратиться к техническим возможностям и современным реалиям.
Очевидно, что говорить о преимуществе Х-51А изначально не приходится, учитывая, что ракета за 5 лет так и не была принята на вооружение. Связано это с низкой эффективность. На учениях ракета развила скорость 5,1 Маха, преодолев гиперзвуковой рубеж. Данный факт был разрекламирован военными компаниями США. Однако специалисты намеренно опустили часть о том, что ракета при такой скорости пролетела лишь несколько километров, после чего «притормозилась» до сверхзвука. Это не позволяет назвать ее полноценной гиперзвуковой ракетой. «Кинжал», в свою очередь, отработал всю дистанцию на заданных параметрах скорости. Важной особенностью российской разработки является запуск с авианосителя.
Для этой задачи был выбран один из самых быстрых самолетов РФ – истребитель-перехватчик МиГ-31БМ. Этот самолет развивает скорость свыше 3400 км/ч, что необходимо в качестве стартовой площадки для гиперзвукового «Кинжала». Принцип разгона ракеты построен на использовании твердотопливного двигателя, позволяющего «Кинжалу» за считанные секунды развить 12000 км/ч. В дальнейшем ракета стремится к цели по инерции. Американцы в свой «Волнолёт» установили прямоточный воздушно-реактивный двигатель, что стало явным упущением. Российская разработка действует по совершенно иной, более продвинутой технологии.
Важно отметить еще одно очень важное преимущество «Кинжала». Авиационный комплекс поднимается на высоту 40-50 км и летит со скоростью почти 3,5 км/с. Заданная высота является наиболее оптимальной с точки зрения противостояния сопернику, обладающему системами перехвата. Для комплексов ПВО это слишком высоко, для систем ПРО – слишком низко. Таким образом получается фактически беспрепятственно поразить стратегические объекты, либо авианесущие ударные группировки противника. Американская ракета летит по привычной траектории, что позволяет иметь возможность на перехват.
Неудивительно, что США открыли новую военную программу по созданию гиперзвуковых ракет, способных догнать по своему технологическому потенциалу ракеты РФ. Однако на подобные разработки требуется много времени и вложений. Кроме того, будущие проекты инженеры станут реализовывать на основе «Волнолёта», который уже проигрывает «Кинжалу» по своим даже потенциальным возможностям. Можно смело сказать, что в гонке за гиперзвук у России есть огромная фора, которую американцы отыграть не смогут, ведь и российские инженеры без дела сидеть не станут, продолжая модернизировать системы. Ведь техническая база за счет «Кинжала» уже заложена.